По прогнозам, в связи с введением с ноября 2015 года оплаты за проезд по федеральным трассам для большегрузных автомобилей, может увеличиться нагрузка на региональные трассы, поскольку многотонные фуры могут уйти с федеральных трасс на областные дороги. В отсутствие дополнительного финансирования региональной транспортной инфраструктуры это создаст дополнительные заторы, ускорит разрушение дорог и ухудшит экологическую ситуацию на местах. В связи с этим, необходимость инвестиций в региональную транспортную инфраструктуру возрастает, а с ней и интерес региональных и местных администраций в развитии проектов строительства платных участков дорог.

Дорожные концессии – гарантия доходности и возврата вложенных средств.

Наиболее часто реализуемыми проектами являются следующие два типа концессионных соглашений: с прямым сбором оплаты (direct toll concession) и контракт жизненного цикла (availability payments concession).

Прямой сбор оплаты предполагает, что все доходы от автомобильного трафика идут в пользу инвестора. Главный риск, который несет в этом случае инвестор, – риск самого трафика, который может оказаться ниже прогнозируемого. Подобный тип концессии используется в проектах (или участках дорог) с высоким объемом трафика. В таких проектах доля частного финансирования составляет 40-50%, а потенциальная внутренняя норма доходности может достигать 15-20%.

Контракт жизненного цикла предполагает, что 100% выручки от автомобильного трафика собирает концедент, и он же несет риск трафика. Частный инвестор получает фиксированный платеж, включающий в себя возврат на инвестиции (собственные или заемные), плату за обслуживание дороги (эксплуатационный платеж) и фиксированный процент на вложенный капитал, который, как правило, составляет индекс инфляции плюс 4-8%, т.е. общая доходность может составить в среднем 11,0-14,0% годовых, что является вполне привлекательным уровнем на горизонте 25-30 лет. Данный тип концессии применяется на участках дорог с менее интенсивным движением и более длительным периодом окупаемости, и потому доля частных инвесторов в общем объеме инвестиций не превышает 25-30%.